Родительский клуб ВОИ
Информационный сайт в помощь семьям
с детьми-инвалидами

Первый в России: 16-летний мальчик с ДЦП сдал экзамены глазами по системе «Пойнтер».

Когда Ваня с «Пойнтером» появился на экзамене и начал «отвечать на вопросы», учителя чуть в обморок не упали.У Вани Клименко из Королева ...

Когда Ваня с «Пойнтером» появился на экзамене и начал «отвечать на вопросы», учителя чуть в обморок не упали.

У Вани Клименко из Королева ДЦП: он не может говорить и писать при сохранном интеллекте. До девятого класса Ваня учился на дому по программе общеобразовательной школы, но взаимодействовать с ним педагогам было довольно трудно. Ваня мог только очень медленно печатать одним пальцем на специальной клавиатуре или показывать цифры и буквы на карточках.

Чтобы учиться по полноценной, несокращенной программе, необходимо, чтобы ученик набирал текст со скоростью письма от руки (около 30-50 символов в минуту). Для Вани это было совершенно недостижимо, поэтому его переход в 10-й класс оставался под вопросом.

Тогда на помощь пришла целая команда единомышленников, которая в процессе работы даже успела сменить название: сначала проект назывался «Миссия невыполнима», но постепенно приставка «не-» исчезла.

Оказалось, выполнимой миссию можно сделать с помощью отечественной программы «Пойнтер», которая позволяет учиться и общаться людям, лишенным речи. Тренировал Ваню лично ведущий разработчик «Пойнтера» Дмитрий Захарченко. Друзья Вани, школьницы Маша и Полина, занимались с ним алгеброй и геометрией, а мама – русским языком.Что такое «Пойнтер» и кому он может помочь

«Я чуть не умер от счастья»

Ваня Клименко, портрет

Летом 2024 года Ваня Клименко сдал ГВЭ – экзамен для выпускников 9 класса, аналог государственной итоговой аттестации для учеников с особенностями здоровья. От обычной государственной итоговой аттестации ГВЭ отличается тем, что в нем лишь два обязательных предмета – русский и математика. Сдавать экзамен можно не только в школе, но и дома, в присутствии комиссии и медиков. Времени на ответы дается чуть больше, а сами задания должны быть подготовлены в соответствии с особенностями ученика.

Сдавать ГВЭ можно как устно, так и письменно. Но так, как сдавал его Ваня – печатая на экране глазами – в России еще не делал никто.

Я решила узнать о том, как это было, у самого Вани. В его ответах постаралась сохранить лаконичный авторский стиль.

 Ты первый в России сдавал ГВЭ с помощью глаз. Было страшно?

– Я очень боялся. Волновался. Так ждал этого момента. И верил.

 Как комиссия отреагировала на твой способ сдачи экзамена?

– Они чуть не упали в обморок. Но все были очень добрые.

 Что было сложнее всего?

– Геометрия.

 Что ты почувствовал, когда сдал экзамен?

– Я почувствовал свободу.

 Ты ждал результатов больше 10 дней. А когда узнал, что у тебя две пятерки…

– Я чуть не умер от счастья.

Взрыв системы образования

Катя, мама Вани, портрет
Именно от усилий Кати, Ваниной мамы, в итоге зависело, что Ваня освоил «Пойнтер». К сожалению, не все родители, приобретая программу, готовы сами обучаться

«Когда мы проходили комиссию и сказали психиатру, что планируем пойти в 10-й класс, он воскликнул, что это будет взрыв системы образования, такого еще не было в России!» – говорит Ванина мама Катя.

Такой оптимизм был у Кати не всегда. Когда Ваня учился в обычной школе, но не было известно, удастся ли продолжить учебу, его мама искала в интернете информацию и постепенно теряла надежду.

Мое знакомство с Ваней и его семьей началось три года назад, когда мы с подругами-волонтерами решили печь торты на дни рождения детям с ДЦП. Принесли, поздравили, познакомились. Оказалось, что Ванина мама тоже учительница английского, как и я. Мы подружились.

Ваня с мамой
Ванина группа поддержки

Ванина мама подписалась на Ивана Бакаидова – у него ДЦП, но он ведет активный образ жизни, создал программу для общения людей с ограниченными возможностями. Родители Вани съездили в центр «Пространство общения» в Москве, там рассказали подробно про трекер, помогающий управлять клавиатурой с помощью глаз, и программу LINKа, озвучивающую речь неговорящих людей, а также про программу «Оптикей» (оптическую клавиатуру).

Трекер купили, вот только настроить его не получилось, а из центра поддержка на дом не выезжала. Так и пролежала техника почти три года бесхозной.

Затем все же собрали денег на компьютер и прочие запчасти для работы и стали настраивать аппаратуру. И тут опять проблема: трекер не ставился на старый компьютер, а программа LINKa, с помощью которой мы хотели озвучивать Ванины слова, – на новый.

Казалось, мы в тупике. Тут я вспомнила про знакомую знакомой, у которой сын учился по программе «Пойнтер». Нашла ее в интернете, но обучение оказалось не по карману, и я даже забыла про нее. Но когда мы поняли, что самостоятельно не достигнем нашей цели, я позвонила разработчику программы Дмитрию Захарченко и попросила протестировать Ваню на его «Пойнтере». Программа Ване подошла на все сто. И мы организовали благотворительную лотерею, чтобы помочь Ване.

Средства были собраны, мы закупили необходимое оборудование. Однако вскоре стало ясно: поставить ребенку интерфейс и ждать, когда он сам его освоит, – это как купить пианино, но сэкономить на музыкальной школе. Не так-то просто попасть взглядом в мелкие кнопки, концентрировать внимание и поддерживать работоспособность. Необходимо, чтобы кто-то все показал и рассказал.

«Дайте ему пенделя»

Ваня с мамой

Дмитрий Захарченко сам занимался с Ваней все лето 2023 года. Приезжал почти каждый день, учил маму настраивать оборудование, правильно устанавливать кресла, мониторы, освещение и дополнительные технические средства. Все это помогало Ване быстро сосредотачиваться и не переутомляться.

«Мы работали по полтора-два часа, – рассказывает Катя. – Если он видел, что нет результата, то не заканчивал занятие, пока он не появлялся. Если Ваня ленился или делал неправильно, учитель говорил: «Дайте ему пенделя», но Ваня не обижался, а понимал, что это его шанс научиться живому человеческому общению».

Сейчас у Вани скорость примерно буква в секунду. Теперь, даже если Катя вне дома, она на связи с сыном. «Когда мы общаемся в телеграме, то я вообще не чувствую, что он не такой, как все. Отвечает часто неполным ответом, но почти все подростки так делают. Например, мы недавно лечили младшему зубы, так Ваня постоянно писал, спрашивал: «Как Миша? Пришлите фото! Поедете в магазин? Что у нас на ужин? Какие у нас планы?»

Раньше мы не знали, что Ваня чувствует, что любит. А теперь, когда он научился выражать себя, то мне кажется, он и сам стал спокойнее, появились какие-то новые мысли».

Каждая буква и символ – это труд

Ваня с подругой Машей
Маша помогала Ване с алгеброй весь 2023 год

Чтобы начать печатать, Ваня сначала должен пройти калибровку – это процесс фокусирования взгляда на точках. Когда «Пойнтер» только включается, на экране появляется несколько точек. Глаз «ловит» их, устанавливается контакт с трекером – значит, можно начинать работать. Тогда точки на экране как будто взрываются – этот визуальный эффект подтверждает, что все получилось.

Поначалу возвращаться к калибровке Ване приходилось довольно часто, сейчас это требуется лишь в начале работы.

Следующий этап – виртуальная клавиатура с набором символов. Выбрав глазами нужную букву или цифру, нужно «щелкнуть» по ней. Это можно сделать либо с помощью специальной кнопки, если человек хоть немного владеет руками, либо выбор происходит автоматически – таймер считывает, что глаз зафиксировался на одном из символов, и выводит его на экран. Ваня использует второй вариант. Он также может «водить» по экрану курсором и щелкать им, фиксируясь на кнопке «виртуальной мыши», – это позволяет серфить в интернете, а еще – выбирать нужные для решения задач математические символы, например квадратный корень.

Каждая буква или знак в его ответах – это труд. Но при этом сейчас скорость его печати почти не отличается от среднестатистической. Когда общаешься с Ваней в телеграме (он предпочитает именно этот мессенджер), совершенно не ощущаешь, что на том конце виртуального пространства находится человек с особенностями.

Миссия меняет название

Портрет Вани, на заднем фоне мама с младшим братом

Все это стало возможным благодаря Ваниным друзьям. Команда «Миссия выполнима» – это Маша, Полина, Игорь, Коля, Серега, Саша, Надя. Маша – подруга Вани, на момент знакомства с Ваней она училась в 10 классе, сейчас уже в институте. Она помогала ему готовиться к экзаменам, занималась с Ваней по зуму и вживую алгеброй. А Полина, подруга Маши, взяла на себя геометрию.

«Ваня – замечательный! Он всегда за любые безбашенные идеи, мечтает спрыгнуть с большой вышки! Знаю, что он хочет побывать в Италии, потому что любит пиццу, – выдает «секреты» друга Маша. – Он отлично умеет загадывать героев (это у нас такая игра, Ваня загадывает героя книги или фильма, а мы угадываем). У него суперская память, с ним легко, ведь ему все интересно».

А Ваня говорит, что хочет быть похожим на Машу, «потому что она всегда красивая и веселая». Вместе с Машей они ведут канал в телеграме.

– Мы придумали канал «Миссия выполнима», чтобы общаться с подписчиками, делиться новостями, выкладывать интересные фотографии, – объясняет Ваня. – Вообще-то сначала наша команда называлась «Миссия невыполнима», это когда мы только начинали и было непонятно, получится ли у нас что-то. А теперь мы поменяли название. Я в телеграме пишу друзьям или слушаю старые голосовые сообщения и смеюсь. Мне это помогает.

Еще мы хотим рассказать о нашем опыте подготовки к экзамену с помощью глаз. У нас не так много постов пока, но мы будем над этим работать. Присоединяйтесь!

 Что ты советуешь своим подписчикам?

– Я советую заниматься с Дмитрием, он всему научит.

Сейчас «Миссия невыполнима» хочет помочь еще двоим ребятам с ДЦП, которых заинтересовал Ванин опыт. Так что возможно, в ближайшем будущем учеников, которые «сдают экзамен глазами», станет больше.

Иля НИКИТИНАПавел СМЕРТИН (фото), редактор Ирина ЛУХМАНОВА

Источник

27.06.2024 09:22

Последние новости

Все новости...