Как инклюзивные проекты помогают особенным детям интегрироваться в общество
Инклюзия сегодня — один из главных социальных трендов. Детей с ОВЗ с раннего детства стараются интегрировать в жизнь общества, чтобы они чувствовали себя его полноценной — и важной — частью. С 2011 года количество российских школ, в которых обучаются мальчики и девочки с особенностями здоровья, выросло почти в 5 раз. Активно развиваются федеральные и региональные программы по вовлечению в социальную жизнь людей с ограниченными возможностями всех возрастов. В этом направлении, в частности, успешно работают в Нижнекамске в Республике Татарстан. В этом городе реализуют несколько проектов, один из которых — центр «Надежда». О его истории и главных победах — в материале KazanFirst.
Город, где жизнь для всех
В Нижнекамске проходит немало больших и маленьких мероприятий, которые поддерживают благотворители. С 2017 года в городе существует первый инклюзивный арт-кластер «Рубаха»: в нем горожане с ОВЗ могут создавать произведения искусства, ремесленничать, заниматься спортом, танцами. Пространство выполняет одну из главных задач при работе с людьми с ограниченными возможностями — помогает реализовать себя, социализироваться, почувствовать себя нужным. В основе концепции арт-кластера лежит поговорка: «С мира по нитке — парню рубаха» — все, что есть в центре, подарено неравнодушными к проекту.
Другой пример — праздник спорта и инклюзии «В гостях у Спортика», который провели в мае 2024 года на территории спорткомплекса «Шинник» . Гостей с ОВЗ ждали спортивная физкультура, баскетбол, турниры по шахматам, а детям предлагали аквагрим для настроения. Цель такого фестиваля — вовлечь подрастающее поколение с особыми потребностями в жизнь общества, показать, что заниматься спортом может каждый.
Крупный бизнес также вовлечен в инклюзию. Например, в городах присутствия компания СИБУР в рамках программы социальных инвестиций «Формула хороших дел» проводит мотивационные встречи для людей с “(не)ограниченными” возможностями. Спикерами обычно выступают те, кто сам столкнулся с инвалидностью. Они рассказывают о своих успехах и достижениях, воодушевляют и поддерживают других. Иногда поговорить с ними приходят люди, которые курируют проекты в сфере инклюзии. Одним из таких спикеров стала Нина Федоровна Буханова — человек–легенда Нижнекамска, основатель инклюзивной школы-интерната «Надежда».
Вера, «Надежда», любовь
До того, как в 1991 году открылся центр «Надежда», родители детей с психоневрологическими заболеваниями не представляли, куда идти и что делать. Нина Федоровна возглавляла школу более 30 лет, и за это время помощь получили тысячи детей со всего Татарстана.
Нина Федоровна знает обо всех проблемах не понаслышке: у нее самой родился сын с ДЦП. На учреждение центра ее вдохновило желание сделать так, чтобы дети, несмотря на диагноз, имели шанс на качественную жизнь, развитие и квалифицированную помощь. «Важно, чтобы человек жил не изолированно, а в общем мире с другими людьми. Это и есть инклюзия», — говорит Нина Буханова.
Центр «Надежда» изначально создавался на базе предприятия «Нижнекамскнефтехим» с целью помочь детям с ДЦП и их семьям. Это одно из важнейших направлений работы центра и сегодня. Нина Федоровна и ее коллектив — одни из пионеров развития инклюзии не только в городе, но и во всей стране. Шли на опережение, как они сами говорят о себе: понятие «ребенок-инвалид» появилось в российском законодательстве только в 1992 году — через год после того, как открылась «Надежда».
Поначалу работали интуитивно, нащупывали подходы, отрабатывали методики. Сотрудников центра отличало особое отношение к детям, даже очень тяжелым. Своей любовью и отсутствием предвзятости они поразили даже делегацию из США во главе с помощником Билла Клинтона.
В 1998 году муниципалитет предоставил центру второе здание, где было решено открыть школу. Сейчас «Надежда» объединяет детский сад, школу-интернат и реабилитационный центр. Там есть бассейн, компьютерный класс, физкультурные залы, кабинет Монтессори, сенсорная комната и многое другое.
Дорогу осилит идущий
Мероприятия, направленные на развитие инклюзии, меняют не только самовосприятие у людей с ОВЗ, но и отношение других к их потребностям — они привыкают друг к другу, учатся жить вместе. «Надежда» — тому яркий пример. Некоторые выпускники школы-интерната добились больших успехов, несмотря на особенности здоровья.
Так, Франгиз, который поступил в «Надежду» с диагнозом ДЦП, всегда был очень любознательным мальчиком, занимался общественной работой. В итоге он поступил в университет в Нижнекамске, получил два диплома — экономиста и программиста — и уже во время учебы начал работать в центре. Сейчас молодой человек занимает должность в инжиниринговой компании, завел семью и даже водит машину.
Еще один ученик школы, Андрей, у которого также диагностировали ДЦП, сначала не мог передвигаться сам. Однако со временем он начал ходить и даже научился танцевать, причем очень красиво. Сейчас он помогает арт-кластеру «Рубаха» вести сайт, а до этого отучился на программиста, как и Франгиз.
Выпускник «Надежды» Егор сдавал наравне с остальными школьниками ЕГЭ. Отличала его от сверстников болезнь Пертеса — поражение тазобедренного сустава. Она не помешала юноше успешно сдать экзамены, обучиться в энергетическом университете в Казани и после выпуска остаться жить в столице республики.
Эти молодые люди живут активно, занимаются любимым делом, вдохновляют других работать над собой. А еще являются яркими примерами того, что нужно больше развивающих инклюзивных учреждений. При должной поддержке, уважении и заботе любой может стать полноценной частью общества и добиться больших высот.
МАРГАРИТА БОНДАРЕНКО
Источник